Тоталитарные секты как проблема религиозного образования
Иеромонах Лазарь (Семенов), настоятель храма в честь святых царственных мучеников ВВС «Чемитоквадже».
Проблема тоталитарных сект сейчас известна многим жителям Краснодарского края и всей России. Наверное, всем из нас неоднократно приходилось сталкиваться с навязчивыми проповедниками, которые приходят к нам домой, на работу, останавливают на улице с предложением «узнать Бога». Много лет наше общество пыталось не замечать эту проблему. По старой советской привычке мы пытались видеть в сектантах обиженных, пусть чуть и чудаковатых, но безобидных людей. Чтобы понять обратное, нам пришлось узнать о многих шокирующих фактах. Об убийствах и изнасилования в сектах, о внедрении в российское образование и в другие министерства иностранных религиозных проповедников. Когда общество прозрело, эту проблему стали обсуждать публично.
Журналистские расследования федеральных каналов касались опасности тоталитарной секты «Аум Синрике», «Богородичного Центра», полюбившихся журналистам сатанистских культов, преступлений сетевого маркетинга, скандалы, связанные с экстрасенсами, целителями. При этом за кадром оставались более опасные секты, которые не делали эпатажных шагов, но предпочитали тихо внедряться в институты общества.
В кино также стали появляться сектанты – вспомните фильм-комедию «Дети понедельника», где актер Виктор Павлов исполнил роль навязчивого сектанта, пытавшегося завладеть жилплощадью героини фильма. Я уже не говорю о том потоке оккультизма, который в последнее время хлынул с экранов наших телевизоров – всевозможные дозоры, властелины колец, сериалы с бесстрашными колдунами против ФСБ-шников и многие, многие другие, где фигурируют члены тайных кланов, магических сообществ и других, сектоподобных организаций.
В чем же проблема? Про опасность тоталитарных сект, казалось бы, знают, но вот парадокс – продолжают в них попадать! Из-за чего это происходит?
Стоит отметить, что при таком росте популярности данной темы, большинство людей о сектах и не слышали. Попробуйте выйти на улицу среднестатистического российского города, где вовсю орудуют сектанты, спросите у любого прохожего «Что такое тоталитарная секта?», «Кто такие мормоны и чем они плохи?» - и вы не услышите однозначного ответа.
Знание людей о сектах во многом поверхностно.
Описанные тенденции в российском обществе могут вселять нам оптимизм, но не всё так хорошо, как кажется на первый взгляд. Нам необходимо прослеживать и обязательно учитывать те социальные процессы, которые переживает современное общество по отношению к теме сект.
Можно провести некую периодизацию существования тоталитарных сект в российской действительности:
Первый период начался с приходом вербовщиков тоталитарных сект на постперестроечное пространство Советского Союза, пик деятельности которых пришелся на 80-е и 90-е годы. Во многом, это произошло благодаря тому, что система школьного образования после 1991 серьезно привлекла внимание многих иностранных миссионерских центров. В период с 1991 по 1995 годы сектами было проведено более 50 региональных и федеральных образовательных конференций, в которых приняли участие свыше 25 тысяч учителей и руководителей образовательных учреждений. Тем более что чиновники не могли отличить вербовку в секту от простого образовательного семинара.
К примеру, с декабря 1993 года в соответствии с протоколом намерений между министерством образования РФ и исполкомом так называемого "христианского общественного проекта "КоМиссия" (США) в ряде регионов России в учреждениях народного образования работали американские сектантские волонтеры.
В случае с "КоМиссией" изначально, несмотря на декларации, главная цель деятельности организации была очевидна. Еще в январе 1993 года популярный еженедельный американский журнал "Newsweek" следующим образом охарактеризовал деятельность "КоМиссии" в сфере образования в России: "60 американских миссионерских, просвещенческих и других евангельских организаций объединились под эгидой "КоМиссии"... Со своими, где-то 35 миллионами школьников, Россия представляет собой огромный рынок для предприимчивых американцев и, за отсутствием других, он достался им. По теории приезжающие американцы должны готовить учителей к преподаванию христианской этики, а не доктрины... Но фактически педагогические учебники "КоМиссии" почти ничего не говорят о нравственности..."
Инициированная из-за рубежа миссионерская деятельность в России привела к значительному росту новых религиозных движений, тоталитарных сект и экстремистских группировок. Об этом неоднократно заявлял Совет безопасности РФ и другие правоохранительные органы. По их данным, за последние десять лет число незарегистрированных "религиозных объединений" выросло в России, причем очень часто действия этих объединений носят откровенно экстремистский характер.
С середины 90-х с помощью Божией и усилиями православных миссионеров российское общество стало постепенно понимать, что тоталитарная секта может быть опасна. К этому можно отнести и первые теракты тоталитарных сект, о которых узнал мир, появились тогда и первые пострадавшие от деятельности сект, которые делились своей бедой, о них писали журналисты, на тот период можно отнести и первые в российской практике судебные процессы с участием сектантов. Применительно к каждому региону нашей страны можно говорить о различных временных рамках данной периодизации. Где-то они наступали раньше, где-то позже.
Сейчас же можно говорить о наступлении нового периода, когда информированность людей об этой опасности стала повышаться, но проблема сохраняется и нам необходимо менять подходы к рассмотрению данной проблемы, необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям.
«Да что вы, секта – это плохо, я в секту никогда не попаду и сектантом никогда не стану» - сейчас так рассуждают многие. Данная установка ведет к тому, что человек перестаёт интересоваться спецификой проблемы психологической зависимости и, как следствие, не владеет необходимым потенциалом критического мышления, продолжая оставаться в группе риска.
Опасность тоталитарных сект заключается в том, что насаждаемая сектой идеология призвана удовлетворить в человеке именно религиозные чувствования. Иными словами, специфика проблемы касается религии.
Таким образом, насущность религиозного образования как необходимый фактор в профилактике попадания людей в секты становится само собой разумеющимся.
Первое, что необходимо помнить – это то, что православное религиозное образование тогда станет успешным и повсеместным, когда государственная власть наконец-то поймет, что в существующем факультативе «Основ православной культуры» для школьников присутствуют только плюсы. Этот факультатив решает не только проблему опасности попадания человека в тоталитарную секту, он всесторонен для духовного развития человека, сейчас он необходим для будущего России.
Приобщение ребенка к духовным корням своей страны в рамках этого предмета намного важнее, чем умение пользоваться контрацептивами, которому обучают на уроках ОЗОЖ или умение ложиться головой от ядерного взрыва, которое прививают на уроках ОБЖ (кстати, по мнению специалистов-психиатров, данные акценты образования травмируют психику ребенка).
Без православного религиозного образования картина защиты граждан нашей страны от опасности воздействия тоталитарных сект будет неполной – мало предупредить о том, что секты – это опасность. У человека остается потребность удовлетворить свои религиозные чувства, и если эта ниша не занята, если человек не будет жить духовной жизнью он будет продолжать находится в группе риска и данная проблема решаться не будет.
Посмотрите, как сопротивляются представители сектантского лобби введению «Основ православной культуры» в российские школы и вспомните, как легко и быстро муниты несколько лет назад ввели в те же российские школы свой сектантский предмет «Мой мир и я». В течение последних лет муниты стремились расположить к себе руководителей органов и учреждений российского образования путем присвоения им "почетного" звания "посла мира", "рассчитывая на то, что в качестве ответной любезности им распахнут двери в средние и высшие учебные заведения". Однако российское общество становится все более мудрым. Мунитские лидеры чувствуют себя все менее уютно на российской территории.
Хочется упомянуть недавний доклад Правительства США о положении дел в России относительно религиозной терпимости на фоне дискриминации прав русских людей, которым запрещают изучать свой религию в своих же школах, и с каким скрипом и усилием пытаемся мы не допустить строительство кришнаитского капища в самом центре российской столицы.
В заключение хочется сказать может быть и банальные, но очень важные слова и призывы.
Встревоженные продолжающейся духовной агрессией против нашей державы, мы, православные священнослужители, обращаемся к властным структурам и российской общественности с призывом объединить усилия в деле противостояния экспансии тоталитарных сект. Мы глубоко убеждены, что единственным гарантирующим успех этого противостояния подходом, может быть системный подход, предполагающий совместные действия «единым фронтом» со стороны органов власти и общественности. Подобный подход нуждается в незамедлительной и синхронной его реализации с целью осуществления стратегии опережающего действия, а не запоздалого реагирования на ту или иную уже состоявшуюся сектантскую акцию, как это имело (в лучшем случае) место до сих пор, в результате чего деятельность сектантов безнаказанно принимала все более активный, широкий и изощренный характер.
Не секрет, что зачастую сетуют на несовершенство законодательства. Само по себе улучшение законодательной базы можно только приветствовать. Но нельзя все надежды возлагать лишь на изменение правовых норм и дожидаться его длительное время. Мы предлагаем немедленно поставить заслон проникновению тоталитарных сект в российскую систему образования путем вскрытия многочисленных и разноплановых нарушений сектантами законов, уже действующих ныне в России. На поверхности лежит тот факт, что деятельность сект протекает либо в обход законов, либо с их прямыми грубейшими нарушениями. Обнаружить это попрание законов и уличить их виновников при желании не составляет особого труда. Российское общество кровно заинтересовано в этом, дело за проявлением политической воли со стороны властных структур. Пора положить конец ничем не оправданному попустительству преступным действиям лидеров сект.
Актуальность религиозного, православного образования в деле противодействия тоталитарным сектам также необходима, как и остальные аспекты нашей работы в этом направлении.
Назад к списку