Приход Святых царственных мучеников г.Сочи - Тоталитарные секты как проблема религиозного образования
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Сочинская и Туапсинская епархия

Приход Святых царственных мучеников г.Сочи

Тоталитарные секты как проблема религиозного образования

Иеромонах Лазарь (Семенов), настоятель храма в честь святых царственных мучеников ВВС «Чемитоквадже».

 Проблема тоталитарных сект сейчас известна многим жителям Краснодарского края и всей России. Наверное, всем из нас неоднократно приходилось сталкиваться с навязчивыми проповедниками, которые приходят к нам домой, на работу, останавливают на улице с предложением «узнать Бога». Много лет наше общество пыталось не замечать эту проблему. По старой советской привычке мы пытались видеть в сектантах обиженных, пусть чуть и чудаковатых, но безобидных людей. Чтобы понять обратное, нам пришлось узнать о многих шокирующих фактах. Об убийствах и изнасилования в сектах, о внедрении в российское образование и в другие министерства иностранных религиозных проповедников. Когда общество прозрело, эту проблему стали обсуждать публично.

 Многие из вас, наверное, видели развлекательные ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», где в нескольких передачах попытались разоблачить Григория Грабового, Кашпировского и иже с ними. Стоит отметить, что делалось это довольно неуклюже – Кашпировский в результате предстал в образе никем непонятого мученика. В разоблачении Грабового сподобился поучаствовать лидер другой тоталитарной секты – «сектант в законе» Ряховский, что сделало ему хорошую рекламу поборника справедливости и «борца с сатанизмом», что не может радовать, так как неопятидесятники, которых он представляет – гораздо более серьезная проблема в России, чем мошенник Грабовой.

 

Журналистские расследования федеральных каналов касались опасности тоталитарной секты «Аум Синрике», «Богородичного Центра», полюбившихся журналистам сатанистских культов, преступлений сетевого маркетинга, скандалы, связанные с экстрасенсами, целителями. При этом за кадром оставались более опасные секты, которые не делали эпатажных шагов, но предпочитали тихо внедряться в институты общества.

 

В кино также стали появляться сектанты – вспомните фильм-комедию «Дети понедельника», где актер Виктор Павлов исполнил роль навязчивого сектанта, пытавшегося завладеть жилплощадью героини фильма. Я уже не говорю о том потоке оккультизма, который в последнее время хлынул с экранов наших телевизоров – всевозможные дозоры, властелины колец, сериалы с бесстрашными колдунами против ФСБ-шников и многие, многие другие, где фигурируют члены тайных кланов, магических сообществ и других, сектоподобных организаций.

 

В чем же проблема? Про опасность тоталитарных сект, казалось бы, знают, но вот парадокс – продолжают в них попадать! Из-за чего это происходит?

 

Стоит отметить, что при таком росте популярности данной темы, большинство людей о сектах и не слышали. Попробуйте выйти на улицу среднестатистического российского города, где вовсю орудуют сектанты, спросите у любого прохожего «Что такое тоталитарная секта?», «Кто такие мормоны и чем они плохи?» - и вы не услышите однозначного ответа.

Знание людей о сектах во многом поверхностно.

 

Описанные тенденции в российском обществе могут вселять нам оптимизм, но не всё так хорошо, как кажется на первый взгляд. Нам необходимо прослеживать и обязательно учитывать те социальные процессы, которые переживает современное общество по отношению к теме сект.

 

Можно провести некую периодизацию существования тоталитарных сект в российской действительности:

 

Первый период начался с приходом вербовщиков тоталитарных сект на постперестроечное пространство Советского Союза, пик деятельности которых пришелся на 80-е и 90-е годы. Во многом, это произошло благодаря тому, что система школьного образования после 1991 серьезно привлекла внимание многих иностранных миссионерских центров. В период с 1991 по 1995 годы сектами было проведено более 50 региональных и федеральных образовательных конференций, в которых приняли участие свыше 25 тысяч учителей и руководителей образовательных учреждений. Тем более что чиновники не могли отличить вербовку в секту от простого образовательного семинара.

К примеру, с декабря 1993 года в соответствии с протоколом намерений между министерством образования РФ и исполкомом так называемого "христианского общественного проекта "КоМиссия" (США) в ряде регионов России в учреждениях народного образования работали американские сектантские волонтеры.

В случае с "КоМиссией" изначально, несмотря на декларации, главная цель деятельности организации была очевидна. Еще в январе 1993 года популярный еженедельный американский журнал "Newsweek" следующим образом охарактеризовал деятельность "КоМиссии" в сфере образования в России: "60 американских миссионерских, просвещенческих и других евангельских организаций объединились под эгидой "КоМиссии"... Со своими, где-то 35 миллионами школьников, Россия представляет собой огромный рынок для предприимчивых американцев и, за отсутствием других, он достался им. По теории приезжающие американцы должны готовить учителей к преподаванию христианской этики, а не доктрины... Но фактически педагогические учебники "КоМиссии" почти ничего не говорят о нравственности..."

Инициированная из-за рубежа миссионерская деятельность в России привела к значительному росту новых религиозных движений, тоталитарных сект и экстремистских группировок. Об этом неоднократно заявлял Совет безопасности РФ  и другие правоохранительные органы. По их данным, за последние десять лет число незарегистрированных "религиозных объединений" выросло в России, причем очень часто действия этих объединений носят откровенно экстремистский характер.

С середины 90-х с помощью Божией и усилиями православных миссионеров российское общество стало постепенно понимать, что тоталитарная секта может быть опасна. К этому можно отнести и первые теракты тоталитарных сект, о которых узнал мир, появились тогда и первые пострадавшие от деятельности сект, которые делились своей бедой, о них писали журналисты, на тот период можно отнести и первые в российской практике судебные процессы с участием сектантов. Применительно к каждому региону нашей страны можно говорить о различных временных рамках данной периодизации. Где-то они наступали раньше, где-то позже.

 

Сейчас же можно говорить о наступлении нового периода, когда информированность людей об этой опасности стала повышаться, но проблема сохраняется и нам необходимо менять подходы к рассмотрению данной проблемы, необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям.

 

«Да что вы, секта – это плохо, я в секту никогда не попаду и сектантом никогда не стану» - сейчас так рассуждают многие. Данная установка ведет к тому, что человек перестаёт интересоваться спецификой проблемы психологической зависимости и, как следствие, не владеет необходимым потенциалом критического мышления, продолжая оставаться в группе риска.

 

Опасность тоталитарных сект заключается в том, что насаждаемая сектой идеология призвана удовлетворить в человеке именно религиозные чувствования. Иными словами, специфика проблемы касается религии.

Таким образом, насущность религиозного образования как необходимый фактор в профилактике попадания людей в секты становится само собой разумеющимся.

 

Первое, что необходимо помнить – это то, что православное религиозное образование тогда станет успешным и повсеместным, когда государственная власть наконец-то поймет, что в существующем факультативе «Основ православной культуры» для школьников присутствуют только плюсы. Этот факультатив решает не только проблему опасности попадания человека в тоталитарную секту, он всесторонен для духовного развития человека, сейчас он необходим для будущего России.

 

Приобщение ребенка к духовным корням своей страны в рамках этого предмета намного важнее, чем умение пользоваться контрацептивами, которому обучают на уроках ОЗОЖ или умение ложиться головой от ядерного взрыва, которое прививают на уроках ОБЖ (кстати, по мнению специалистов-психиатров, данные акценты образования травмируют психику ребенка).

 

Без православного религиозного образования картина защиты граждан нашей страны от опасности воздействия тоталитарных сект будет неполной – мало предупредить о том, что секты – это опасность. У человека остается потребность удовлетворить свои религиозные чувства, и если эта ниша не занята, если человек не будет жить духовной жизнью он будет продолжать находится в группе риска и данная проблема решаться не будет.

 

Посмотрите, как сопротивляются представители сектантского лобби введению «Основ православной культуры» в российские школы и вспомните, как легко и быстро муниты несколько лет назад ввели в те же российские школы свой сектантский предмет «Мой мир и я». В течение последних лет муниты стремились расположить к себе руководителей органов и учреждений российского образования путем присвоения им "почетного" звания "посла мира", "рассчитывая на то, что в качестве ответной любезности им распахнут двери в средние и высшие учебные заведения". Однако российское общество становится все более мудрым. Мунитские лидеры чувствуют себя все менее уютно на российской территории.

 

Хочется упомянуть недавний доклад Правительства США о положении дел в России относительно религиозной терпимости на фоне дискриминации прав русских людей, которым запрещают изучать свой религию в своих же школах, и с каким скрипом и усилием пытаемся мы не допустить строительство кришнаитского капища в самом центре российской столицы.

В заключение хочется сказать может быть и банальные, но очень важные слова и призывы.

Встревоженные продолжающейся духовной агрессией против нашей державы, мы, православные священнослужители, обращаемся к властным структурам и российской общественности с призывом объединить усилия в деле противостояния экспансии тоталитарных сект. Мы глубоко убеждены, что единственным гарантирующим успех этого противостояния подходом, может быть системный подход, предполагающий совместные действия «единым фронтом» со стороны органов власти и общественности. Подобный подход нуждается в незамедлительной и синхронной его реализации с целью осуществления стратегии опережающего действия, а не запоздалого реагирования на ту или иную уже состоявшуюся сектантскую акцию, как это имело (в лучшем случае) место до сих пор, в результате чего деятельность сектантов безнаказанно принимала все более активный, широкий и изощренный характер.

Не секрет, что зачастую сетуют на несовершенство законодательства. Само по себе улучшение законодательной базы можно только приветствовать. Но нельзя все надежды возлагать лишь на изменение правовых норм и дожидаться его длительное время. Мы предлагаем немедленно поставить заслон проникновению тоталитарных сект в российскую систему образования путем вскрытия многочисленных и разноплановых нарушений сектантами законов, уже действующих ныне в России. На поверхности лежит тот факт, что деятельность сект протекает либо в обход законов, либо с их прямыми грубейшими нарушениями. Обнаружить это попрание законов и уличить их виновников при желании не составляет особого труда. Российское общество кровно заинтересовано в этом, дело за проявлением политической воли со стороны властных структур. Пора положить конец ничем не оправданному попустительству преступным действиям лидеров сект.

Актуальность религиозного, православного образования в деле противодействия тоталитарным сектам также необходима, как и остальные аспекты нашей работы в этом направлении.


Назад к списку